Пути снижения риска образования трещин в сварных швах
Все изобилие трещин в сварных соединениях делят на две огромные группы – холодные и горячие.
Горячими называют дефекты, возникающие в процессе формирования шва, когда твердо-жидкая металлическая масса проходит этап кристаллизации. Они же могут образовываться и в том случае, когда металл находится в твердом состоянии, но подвергается влиянию высоких температур. Горячие трещины способны пролегать как вдоль соединения, так и поперек.
Холодные дефекты появляются при нормальном температурном режиме и при снижении температуры до 200°С. Они могут быть результатом:
- слишком быстрого охлаждения металла с целью его закалки;
- остаточного напряжения, накопившегося в сварном соединении;
- повышенной концентрации водорода, усиливающего негативное влияние двух уже указанных причин образования холодных трещин.
Как предотвратить?
В случае с холодными трещинами актуальны такие рекомендации:
- Прокалка флюсов и электродов на протяжении 2-3 часов при температуре 300-350°С. Это сводит к минимуму негативное влияние водорода на сварной шов.
- Отказ от сварочной проволоки, протравленной в соляной кислоте. Она тоже увеличивает концентрацию водорода.
- Выведение избыточного водорода из шва путем последующего прогрева такового на протяжении получаса - нескольких часов при температуре 100-200°С. Точный режим прогрева подбирается с учетом характеристик металла и его толщины.
- Использование электродов с контролируемой концентрацией водорода.
Также имеет смысл заранее установить склонность металла к появлению холодных трещин, установив его углеродный эквивалент.
Перечень правил по предотвращению образования горячих трещин таков:
- Металлические заготовки закрепляются НЕ жестко.
- Размеры шва должны соответствовать толщине изделия.
- Режим сварки подбирается с учетом вида металла и особенностей его обработки.
- Угол наклона наконечника остается неизменным на протяжении прокладки всего шва.
- Используются качественные электроды и расходники, к ним подбирается необходимый тип и температурный режим сварки.
- Недопустимо превышение значения сварочного тока и перегрев.
- Швы делаются сплошными и без узких валиков.
Если трещины все же появились, есть возможность их устранения в соответствии с ГОСТ 5264 и 1153. Стандартами прописывается последовательность подготовки и заварки трещин в каждом отдельном случае.